понедельник, 6 апреля 2020 г.

Конспекты дидактических игр и упражнений

Развитие зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушениями зрения в процессе формирования представлений о цвете
1. Цвета спектра
Материал: картина «Радуга», полоски семи цветов спектра, наборы геометрических фигур (круги и овалы) холодных и теплых цветов, карандаши семи цветов спектра различных оттенков, две банки с наклейками желто-зеленого и сине-зеленого цветов, баночки с водой, кисти, краски, силуэтные изображения яблок, лимонов, апельсинов десяти оттенков зеленого, желтого, оранжевого цвета.
 «Цвета радуги»
Педагог спрашивает, кто из детей видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает прослушать стихотворение «Цвета радуги»:
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная — вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится —
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.
Синий
В синем море — островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
 «Выложи радугу»
Педагог раздает полоски семи цветов спектра и предлагает выложить радугу, сохраняя цветовую последовательность. Дети выполняют задание по памяти. Затем для проверки педагог выставляет картину «Радуга», дети сверяют свои работы с картиной. Педагог обращает внимание детей на красный, желтый, синий цвета радуги. Дает понятие – основные цвета. Затем дети вспоминают, как можно получить оранжевый, фиолетовый и зеленый цвета. Уточняется, - промежуточные цвета находятся между основными.
«Составь бусы»
Педагог раздает детям набор фигур (круги и овалы) теплых и холодных цветов, предлагает выложить две нитки бус: одну из кругов теплых цветов, другую – из овалов холодных. Дети выбирают из набора фигур сначала круги красного, оранжевого, желтого цветов. Педагог контролирует правильность выполнения задания.
 «Кто больше назовет предметов семи цветов спектра»
Педагог раскладывает на двух столах предметы семи цветов спектра, просит детей назвать предметы красного цвета. Затем предлагает вспомнить, какие еще предметы могут быть красного цвета. Аналогичная работа проводится с остальными цветами.
 «Разложи карандаши»
На столе у педагога два стакана красного и синего цветов. Педагог уточняет у детей знания о теплых и холодных цветах, предлагает поставить в красный стакан карандаши теплых тонов, а в синий – холодных. У детей остаются зеленые карандаши. Педагог объясняет, что зеленый цвет является промежуточным. Зеленый карандаш можно положить между стаканчиками.
 «Разноцветная вода»
Педагог предлагает детям вспомнить, как можно получить зеленую краску (смешать синюю и желтую). Предлагает окрасить воду в зеленый цвет двух оттенков: в одну баночку в содой дети добавляют больше желтой  краски и немного синей краски, а в другую желтой меньше, а синей больше, затем определяют цвет в первой баночке (желто-зеленый или салатовый цвет), во второй – сине-зеленый, более темный. После выполнения задания дети приносят все баночки с желто-зеленой водой и ставят около банки с желто-зеленой наклейкой, потом приносят баночки с сине-зеленой водой и ставят возле соответствующей банки.     
          «Зрительный диктант»
Педагог предлагает детям рассмотреть карточку, на которой изображены геометрические фигуры (в левом верхнем углу – красный треугольник, в правом нижнем – синий круг, в середине слева – фиолетовый ромб), запомнить их расположение и цвет. Демонстрирует карточку 6 секунд, затем убирает ее. Просит детей выбрать из набора геометрических фигур нужные и выложить так же на индивидуальных карточках. Затем дети сверяют свои работы с образцом.       
 «Яблоки», «Лимоны», «Апельсины»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
На столе у педагога силуэтные изображения яблок (лимонов, апельсинов) десяти оттенков зеленого (желтого, оранжевого) цвета. Педагог предлагает детям, по очереди выходя к доске выложить сериационный ряд по цветовой насыщенности, от темного до самого светлого яблока. Педагог контролирует правильность выполнения задания.  Педагог выставляет на доске силуэтные изображения яблок (лимонов, апельсинов) семи оттенков, начиная с самого темного до светлого. Предлагает детям найти место еще трем апельсинам разных оттенков.
         2. Хроматические и ахроматические цвета.
Материал: «цветик-семицветик», два лепестка белого и черного цветов, предметные изображения семи цветов спектра, белого и черного, розового цветов, краски, кисточки, баночки с водой, контурные изображения предметов.      
          «Что не так»
На доске цветок из девяти лепестков: семь цветов спектра, белого и черного цветов. Педагог предлагает рассмотреть детям изображение и сказать, что в нем не так. Дети называют и убирают черный и белый лепестки, затем перечисляют цвет лепестков в порядке цветов спектра.
              «Получи цвет и раскрась предмет»
Педагог предлагает детям вспомнить, какой новый цвет можно получить, добавляя белый цвет к цветам спектра (розовый, голубой). Затем педагог раскладывает на столе контурные изображения предметов. просит детей выбрать предметы, которые могут быть розового цвета и закрасить их. Дети самостоятельно получают краску розового цвета, смешивая красную и белую. Работы детей анализируются. Дети обращают внимание на различные оттенки розового цвета, которые зависят от количества той или иной краски.
          «Что изменилось в ряду»
На доске предметные изображения семи цветов спектра, черного и черного цветов. Педагог предлагает назвать предметы и их цвет, запомнить. Просит детей закрыть глаза. В это время меняет местами два предмета, добавляет предмет или заменяет красный предмет на розовый. По сигналу дети открывают глаза и находят изменения.
          «Какой предмет загадали»
 Педагог загадывает предмет, называет его цвет и форму. Дети дают несколько вариантов ответа. Затем самостоятельно составляют аналогичные загадки.
          «Как получить цвет»
На столе изображения огурца, баклажана, розы, апельсина, колокольчика. Педагог предлагает детям выбрать из набора (девять цветов) круги тех цветов, с помощью которых можно получить оранжевый, зеленый, голубой, розовый цвета. Дети прикладывают к предметным изображениям нужные круги.
          «Разложи цветные кружки»  
Педагог раздает детям карточки, разделенные на 16 клеток. В одной карточке в трех клетках – круги (красный, черный, фиолетовый), вторая карточка пустая. Дети рассматривают заполненные кругами карточки, затем педагог убирает их, предлагает разложить круги так же в пустых карточках. Дети выбирают круги нужных цветов из набора кругов (девять цветов).
«Запомни»
На доске десять кругов разных цветов. Педагог называет предмет, предлагает детям соотнести его с цветом, например, лягушка – зеленая, мак – красный, солнце – желтое и т.д. После того, как названо десять предметов, производится проверка. Дети смотрят на круги и называют предметы.
3. Коричневый и серый цвета
Материал: силуэтные изображения зайцев трех оттенков, краски, баночки с водой, контурные изображения зайцев, лабиринты, набор цветных кругов, карточки с таблицами, состоящими из 16 клеток, силуэтные изображения тучек 8 оттенков серого, грибков (шляпки – коричневого цвета, ножки – серого).
 «Коричневый цвет»
Педагог спрашивает у детей, как можно получить коричневый цвет, затем дети с помощью красок получают коричневый цвет самостоятельно, смешивая красный, синий, желтый цвета.
«Перенеси цвет в верхний ряд»
Педагог раздает детям карточки, на которых вверху и внизу изображены по четыре квадрата, расположенные в ряд. В каждом квадрате внизу круги красного, желтого, коричневого, черного цветов, верхние квадраты пустые. Квадраты нижней таблицы соединены с верхними лабиринтами. Педагог предлагает проследить дорожку и нарисовать в соответствующих клетках верхней таблицы круги таких же цветов.
«Получение серого цвета»
Педагог предлагает детям загадки о зайце. Затем выставляет на доске силуэтные изображения зайцев трех оттенков серого цвета. Просит назвать цвет зайцев, обращает внимание на разные оттенки серого. Затем раздает детям контурные изображения зайцев и предлагает раскрасить из в серый цвет, обращая внимание детей на то, что у них нет серой краски и ее необходимо получить самостоятельно. Объясняют, что оттенок зависит от количества той или иной краски. Что еще можно нарисовать серого цвета.
«Лабиринты»
Педагог раздает детям лабиринты – слева – круги черного, белого, серого цветов, справа – контуры кругов. Педагог предлагает проследить дорожки от цветных кругов к контурным, затем выбрать из набора круги необходимого цвета и наложить их на контуры.
«Разложи круги»
Педагог раздает детям две карточки, разделенные на 16 клеток. В одной карточке в четырех клетках круги – синий, серый, черный, белый, вторая – пустая. Дети рассматривают заполненные кругами карточки, затем педагог убирает их, предлагает детям разложить круги так же в пустых карточках. Дети из набора выбирают круги нужных цветов.
«Слушай внимательно»
Педагог раздает детям карточки, на которых нарисованы контуры четырех кругов, просит внимательно прослушать задание. затем раскрасить круги так, чтобы серый круг был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным. Выслушав задание, дети выполняют его, проверяют правильность выполнения, сверяя свои работы с образцом.
«Найди и назови»
Педагог предлагает детям назвать предметы черного, белого, серого цветов, находящихся в групповой комнате. Поощряет детей, которые назвали большее количество предметов.
«Разложи в ряд»
Педагог раздает детям силуэтные изображения тучек восьми оттенков серого цвета, предлагает разложить в ряд в порядке увеличения цветовой насыщенности. Затем просить детей закрыть глаза и меняет местами две тучки, просит детей найти ошибку. Можно повторить 2-3 раза, каждый раз при этом меняются местами разные объекты.
«Совмещение сериационных рядов»
На доске силуэтное изображение гриба (шляпка коричневого цвета, ножка – серого). Дети называют цвет шляпки и ножки. Педагог предлагает детям выложить у себя восемь грибов, состоящих из деталей разной цветовой насыщенности. Сначала дети выкладывают в ряд ножки. начиная с самой темной, а затем шляпки. Педагог обращает внимание на то, что у самой темной ножки самая темная шляпка. Педагог контролирует правильности выполнения задания. 
4. Сиреневый цвет
Материал: Силуэтные изображения звезд фиолетового и сиреневого цветов; карточки с изображение бус, отличающихся цветом деталей (фиолетовые и сиреневые), листы с изображением линий сиреневого цвета различной длины, краски, кисточки, баночки с водой,
«Салют»
Дети получают силуэты звезд фиолетового и сиреневого цветов различных оттенков. Им необходимо выложить на одном листе «фейерверк» из звезд фиолетового цвета, на другом – из сиреневого.
«Сравни бусы»
У детей карточка с изображение бус, отличающихся цветом деталей (фиолетовые и сиреневые бусинки). Педагог предлагает сравнить бусы.
«Найди одинаковые линии»
У детей листы, на которых изображены линии сиреневого цвета разной длины. Им необходимо соединить линии одинаковой длины.
«Нарисуй букет»
Детям предлагается получить оттенки фиолетового цвета способом разбеливания. Они самостоятельно выполняют работу, поочередно получая восемь оттенков, и одновременно закрашивают полученным цветом контур цветка в букете.
5. Оттенки красного
Материал: предметное изображение розового, малинового, бордового, сиреневого цветов; краски, кисточки, баночки с водой, рисунки, где изображен ряд кругов красного, синего, фиолетового цветов и их оттенков; листы желтого цвета, на которых изображены линии черного, синего, красного цветов шириной 5, 4, 3, 2, 1, 0,5 мм; листы бумаги, в центре которых наклеены круги красного, синего, фиолетового цветов, силуэтное изображение лепестков красного, синего, фиолетового цветов и их оттенков.

«Что бывает красного цвета»
Педагог предлагает детям вспомнить оттенки красного цвета (розовый, малиновый, бордовый) и назвать предметы, которые бывают таких цветов.
«Четвертый лишний»
Н доске предметные изображения розового, малинового, бордового и сиреневого цветов. Педагог предлагает найти лишний предмет. Дети называют сиреневый предмет, объясняют свой выбор.
«Получение цвета»
Педагог предлагает детям получить оттенки красного цвета. Дети самостоятельно выполняют задание.
«Нарисуй свое настроение»
Педагог просит детей изобразить свое настроение красками. После выполнения задания дети делятся своими впечатлениями.
«Продолжи ряд»
У детей рисунки, где изображен ряд кругов красного, синего, фиолетового цвета. Необходимо продолжить ряд, складывая силуэты кругов идентичных цветов в соответствии с образцом.
«Цветы»
У детей лепестки красного, синего, фиолетового цветов и их оттенков. Педагог раздает листы бумаги, в центре которых наклеены круги красного, синего, фиолетового цветов. Дети должны рассмотреть лепестки и выложить вокруг серединки, соблюдая условие: вокруг красной – лепестки красных оттенков и т.д.
Развитие зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушениями зрения в процессе формирования геометрических представлений.
1. Многоугольники
Материал: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, пятиугольник, шестиугольник), тетрадь в крупную клетку, карандаш, ножницы, счетные палочки
«Обследуем многоугольник»
На столе перед ребенком лежит пятиугольник. Педагог показывает обследование фигуры, затем ребенок выполняет обследовательские действия самостоятельно, сравнивает пятиугольник с кругом.
«Многоугольники могут быть разными»
У ребенка на столе лежат фигуры: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, педагог предлагает сосчитать углы у каждой фигуры и назвать ее, затем педагог говорит, что все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны относятся к группе многоугольников, задает ребенку вопрос: «Как другим словом можно назвать треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, трапецию, пятиугольник, шестиугольник, почему?»
«Нарисуй многоугольник»
Педагог предлагает детям рассмотреть карточку с нарисованным по клеточкам шестиугольником и предлагает нарисовать точно такую же фигуру у себя в тетради по памяти.
«Какая фигура лишняя»
На столе 5 разных четырехугольников и один пятиугольник. Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и определить, какая фигура лишняя и почему.
«Раздели фигуру на части»
У каждого ребенка 4 квадрата. Необходимо по-разному разделить квадраты на 4 части, рассказать о выполнении.
«Выложи по образцу»
Педагог предлагает детям рассмотреть три фигуры: трапецию, пятиугольник и шестиугольник, обследовать их, назвать, выложить данные многоугольники из счетных палочек.
«Графический диктант»
Работа в тетрадях в клетку.
Педагог предлагает расставить 5 точек по следующим ориентирам:
а) отступить 3 клетки вниз и 3 клетки вправо, поставить первую точку;
б) отступить от первой точки 3 клетки вправо, поставить вторую точку;
в) от второй точки отступить 1 клетку вправо и 1 клетку вниз, поставить третью точку;
г) от третьей точки отступить 2 клетки вниз и 3 клетки влево, поставить четвертую точку;
д) от четвертой точки отступить 2 клетки влево и 1 клетку вверх, поставить пятую точку».
Соединить точки линиями и назвать получившуюся фигуру.
«Преобразуй фигуру»
У каждого ребенка по три квадрата.
Педагог предлагает срезать у первого квадрата углы, назвать получившуюся фигуру, затем наложить два квадрата друг на друга так, чтобы получилась «звездочка», новый многоугольник, обвести его по контуру в тетради, попробовать посчитать, сколько углов у этой фигуры.
«Найди пару»
Перед детьми 4 таблицы. В верхней и нижней части таблицы геометрические фигуры расположены в разном порядке, необходимо соединить верхние фигуры с парными внизу таблицы (у 2-3 фигур пар нет).






«Узнай фигуру»
Закрыть глаза, обследовать фигуру. Затем по памяти отыскать эту фигуру среди других.
«Раздели фигуру на части»
 Каждой фигуры по 6 штук. (пятиугольник и шестиугольник)
Разделить каждую фигуру на части так, чтобы получились другие многоугольники. Рассказать, какие фигуры получились.
«Сложи из палочек»
         Подумай и реши, как убрав четыре полочки из девяти квадратов сделать пять квадратов; в фигуре из 5 квадратов переложить 3 палочки так, чтобы стало 4 квадрата.
         «Чтение наложенных изображений»
         На карточке расположены геометрические фигуры, наложенные друг на друга (4 разных варианта), необходимо определить, сколько и какие фигуры изображены на карточке.
         2. Конус
         «Знакомство с конусом»
         Педагог показывает конус, называет его, обследует, предлагает детям определить, сочетанию каких геометрических фигур соответствует конус, составить графическую модель конуса (вид спереди, вид сверху).
         Предлагает детям рассмотреть схему и построить по ней конструкцию

«Найди схему постройки»
Педагог предлагает выбрать схему конструкции из нескольких графических моделей»
«Расставь по памяти»
Рассмотреть геометрические тела (шар, куб, цилиндр высокий, параллелепипед, конус, цилиндр низкий). Затем необходимо выбрать нужные формы и расставить в соответствующем порядке по памяти, сверить с образцом.
«Какие фигуры пропущены»
Рассмотреть ряд фигур и определить, какие фигуры пропущены. Положить на свободное место подходящую фигуру. Объяснить выбор.

3. Конус и цилиндр
«Сравни фигуры»
Рассмотри, назови и сравни фигуры (конус и цилиндр) между собой. Нарисуй схему конуса и цилиндра.
«Три проекции»
Рассмотри постройку спереди, сбоку, сверху. Нарисуй схему постройки – вид спереди, вид сбоку, вид сверху.
«Построй по схеме»
Рассмотри схему и построй конструкцию.
4. Геометрические тела
«Узнай фигуры»
Набор геометрических тел двух размеров (шар, куб, цилиндр, параллелепипед, конус, треугольная призма)
Рассмотри геометрические тела, назови их и отметь разницу в величине.
Закрой глаза, ощупай одно геометрическое тело, найди такое же в «Волшебном мешочке». Открой глаза, сравни фигуры.
«Найди фигуру»
Геометрические тела расставлены по всей групповой комнате.
Стоя в середине группы, найди геометрические тела. Назови и расскажи об их местоположении.
«Нарисуй схему»
Возведи любую постройку из четырех строительных деталей и передай ее вид спереди, сбоку, сверху в графической модели.
По графической модели найти постройку.
«Опиши предмет»
Расскажи о форме какого-то предмета. Для рассматривания предложить детям набор игрушек, имеющих геометрическую форму.
«Назови по порядку»
Рассмотри геометрические тела (6 штук) и запомни их (15 сек.)
Отвернись и по памяти назови объемные фигуры и их цвет по порядку.
«Сравни постройки»
Сравни постройки между собой, найди сходство и отличие. Выдели форму, цвет, величину, материал, количество деталей»
«Волшебные фигуры»
Дорисуй круги, квадраты, прямоугольники, треугольники так, чтобы получились различные предметы.
«Запомни и нарисуй»
Рассмотри фигуру и запомни ее (15 сек.). Нарисуй такой же рисунок.

Развитие зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушениями зрения в процессе формирования представлений о величине и измерении величин.
Материал: 11 полосок разного цвета и разной длины (разница 1см); 2 из них одинаковой длины; 5 длинных и 5 коротких полосок одного цвета; 2 полоски из цветной бумаги разного цвета и разной длины; ножницы; карандаш; фишки (кружочки); палочки Кюизенера; силуэты 8 разноцветных шарфиков разной ширины (разница 1 см); 10 широких и 10 узких полосок одного цвета
1. «Найди отличия»
На доске расположены полоски разного цвета и разной длины. Дети рассматривают их, сравнивают, определяют отличительные признаки (цвет, длина). Педагог предлагает найти и назвать цвет самой длинной полоски, самой короткой полоски, сравнить две любые полоски между собой, затем три относительно друг друга.
2. «Кто быстрее»
У детей по 10 полосок одного цвета разной длины. Педагог предлагает разложить их в ряд по порядку, начиная с самой короткой полоски. Перед началом работы дети вспоминают правило выбора элементов: «Каждый раз выбираем самую короткую полоску из оставшихся». По окончании работы дети проверяют правильность построения ряда друг у друга. Уточняется величина каждой полоски  в ряду.
3 «Измерим столы»
На столах мерка (полоска бумаги). Педагог проводит с детьми небольшую беседу о значимости измерения. Детям предлагается измерить длину, а затем ширину стола (один ребенок измеряет, другой откладывает фишки, затем наоборот). В процессе измерения педагог напоминает правило:
- начинать измерять длину надо от левого нижнего угла стола, а ширину – снизу-вверх от края;
- делать отметку мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки;
- при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;
- перемещая мерки, надо не забывать их считать.
По окончании работы дети рассказывают, с помощью чего осуществлялось измерение и каков его результат. Выполняя задание, дети сравнивают количество мерок, полученных при измерении длины и ширины двух столов. Педагог подводит детей к выводу, что при измерении равными мерками одинаковых предметов получается один и тот же результат, большая мерка укладывается меньшее количество раз и, наоборот, меньшая – большее количество раз.
4. «Запомни и выложи»
На столе выложен ряд из полосок разной длины в ритмически заданной последовательности, например, ДДККДКДДКДК (Д-длинная полоска, К-короткая). Педагог предлагает внимательно посмотреть и запомнить последовательность расположения полосок. Затем данный ряж закрывается, а дети выкладывают на столе из своих полосок аналогичный ритмический ряд. По окончании работы дети проверяют правильность выполнения задания.
5. «Одинаковые полоски»
На столах – по две полоски разной длины и цвета. Дети рассматривают их, сравнивают, находят отличия. Педагог предлагает уравнять полоски между собой. Дети высказывают свои предположения, затем с помощью ножниц уравнивают полоски между собой.
6. «Найди пару»
На столе – восемь хаотично расположенных полосок разного цвета и длины (среди них две полоски одинаковой длины). Дети рассматривают их, сравнивают, отмечают отличия. Педагог предлагает найти две одинаковые полоски, назвать их цвет. Затем с помощью наложения проверяется правильность выполнения задания.
7. «Сравни полоски»
На столе выложен сериационный ряд из полосок разного цвета и длины. Дети рассматривают их, сравнивают, отмечают отличия. Педагог обращает внимание на одну из полосок сериационного ряда, например, третью, предлагает сравнить ее с четвертой, а четвертую с пятой. Дети делают вывод: «Если желтая полоска длиннее красной, а красная – длиннее зеленой, то желтая – также длиннее зеленой». Аналогично дети сравнивают другие полоски.
8. «Продолжи ряд»
Каждый ребенок получает задание в тетради: узор из элементов разной величины, следующих в определенной ритмической последовательности. Дети должны продолжить узор.
9. «Одинаковые полоски»
На столах – по две разноцветные полоски одинаковой величины. Дети рассматривают их, сравнивают, находят отличия. Педагог предлагает сделать полоски разными по длине. Дети высказывают свои предположения и выполняют задание. После выполнения работы они сравнивают полоски между собой. Например: «Красная полоска стала короче зеленой, а зеленая – длиннее красной».
10. «Найди такую же»
Дети рассматривают 10 палочек, ранжированных по длине. Педагог сообщает, что такие же палочки лежат в «Чудесном мешочке». После этого детям предлагается на ощупь найти самую длинную палочку, затем самую короткую. Дети выполняют задание, достают по очереди нужную палочку и проверяют правильности выбора, прикладывая каждую к образцу.
11. «Найди пару»
У детей – карточка с изображение шести пар полосок в контурном и силуэтном изображении. Педагог предлагает детям найти пару для каждой полоски и соединить их линией. По окончании работы дети обмениваются карточками и проверяют правильность выполнения задания.
12. «Длинные и короткие предметы»
Педагог раздает детям по одной ленточке разной длины и предлагает способом зрительного соотнесения найти предметы в групповой комнате длиннее или короче ее. За каждый правильный выбор дети получают фишку. После выполнения задания подсчитывается количество набранных фишек и определяется тот, кто оказался самым внимательным.
13. «Измени полоски»
На столах у детей – по три разноцветные полоски одинаковой величины. Педагог предлагает изменить длину данных полосок, сделать так, чтобы красная стала короче желтой, но длиннее зеленой. Дети высказывают свои предположения и определяют, какая полоска будет самой длинной, какая – покороче, а какая – самая короткая. Дети самостоятельно выполняют задание. По окончании работы полоски сравниваются между собой.
14. «Найди одинаковые полоски»
На доске – 10 разноцветных полосок разной длины (две пары полосок среди них одинаковой длины). Дети с расстояния одного метра рассматривают их, сравнивают, находят отличия. Педагог предлагает найти среди них две пары полосок одинаковой длины. Дети называют цвет парных полосок, проверяют правильность выбора, используя способ наложения.
15. «Закрась ленточки»
На листке бумаги изображены контуры трех ленточек разной длины. Педагог зачитывает детям логическую задачу. «Красная лента длиннее зеленой, а зеленая длиннее синей. Какая лента самая длинная». Дети самостоятельно решают задачу, закрашивая ленточки в нужный цвет. По окончании работы все вместе проверяют правильность выполнения задания, называют цвет и длину каждой ленточки.
16. «Чем отличаются»
На доске хаотично расположены 8 разноцветных шарфиков разной ширины. Педагог предлагает внимательно рассмотреть их 5-10 секунд, затем закрывает их и просит назвать цвет самого широкого (узкого) шарфика. Затем дети проверяют правильность ответа и после этого им предлагается назвать цвет всех шарфиков, которые уже, например, зеленого, шире желтого.
17. «Построй ряд»
У каждого ребенка – схема построения ряда в ритмически заданной последовательности. Педагог предлагает разложить полоски так, как указано на схеме. По окончании работы дети осуществляют взаимопроверку, отмечают правильность выполнения задания.
18. «Измерим ширину коробок»
На столе – 4 коробки разной величины. Дети рассматривают их, показывают длину, ширину, высоту коробок, сравнивают коробки, определяют отличия. Педагог предлагает измерить ширину каждой коробки условной меркой (у всех мерки одинаковые). Прежде чем приступить к выполнению задания, дети вспоминают правила измерения:
- начинать измерять ширину надо от нижнего угла вверх;
- делать отметку карандашом в том месте, на которое пришелся конец мерки;
- при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке;
- перемещая мерку, надо не забывать считать, сколько раз она укладывается или отмечать их количество фишками.
Каждый ребенок измеряет ширину выбранной им коробки. Педагог наблюдает за выполнением правил. По окончании измерений дети сравнивают ширину коробок по количеству уложенных мерок.
19. «Измени ширину полосок»
У детей три (в дальнейшем можно брать четыре полоски) разноцветные полоски одинаковой ширины. Педагог предлагает выполнить следующее задание: «Изменить ширину полосок так, чтобы красная полоска стала уже зеленой, но шире голубой». Дети сначала обговаривают варианты решения задачи, затем карандашом делают отметки на полосках, затем отрезают лишние кусочки. По окончании работы дети рассказывают о ширине полученных полосок, называют цвет самой широкой полоски, той, которая по-уже и самой узкой.
20. «Найди пары»
На доске хаотично расположены десять разноцветных полосок разной ширины. Дети рассматривают их с расстояния 1 метра, сравнивают, называют отличия. Педагог предлагает детям найти две пары одинаковых по ширине полосок. Дети выполняют задание, называют цвет парных полосок, осуществляют проверку способом наложения.
21. «Раскрась шарфики»
На листке бумаги три контурных изображения шарфиков разной ширины. Педагог предлагает детям решить задачу: «В магазине на витрине висело три шарфика. Красный шарфик был уже синего, а синий – уже зеленого. Какой шарфик был самым узким?». После того как задача решена, дети раскрашивают шарфики соответствующими по цвету фломастерами.
22. «Реши задачу»
У Тани, Кати и Лены были две широкие ленточки и одна узкая. У Тани и Кати были одинаковые ленточки. У кого была узкая ленточка.
Саша выше Степы, на Саша не выше Ромы. Кто ниже всех?
Оля не ниже, чем Лена, Лена не ниже, чем Катя. А Ира выше Оли. Кто выше всех?
Галя, Валя и Оля жили в соседних домах, два из которых были высокими, а один низкий. Галя и Оля жили в разных домах. К каком доме жила Валя?
23. «Сравни по высоте»
Педагог обращает внимание детей на какой-нибудь предмет, например, стул, и предлагает найти в групповой комнате предметы выше (ниже) указанного объекта. Правильность выбора проверяют условной меркой, равной высоте стульчика.
24. «Найди такой же брусок»
Педагог поочередно демонстрирует по одному бруску с расстояния одного метра и предлагает детям найти какой же в своем наборе. Правильность выбора дети проверяют способом наложения или приложения.
25. «Кто больше увидит отличий»
У каждого ребенка три разноцветных бруска разного размера. Педагог предлагает рассмотреть и назвать их отличительные признаки (цвет, длину, ширину, высоту). Особое внимание уделяется точному определению размерных отношений (длиннее, короче, уже, шире, выше, ниже).
26. «Имени полоски»
У детей три разноцветные полоски одинаковой величины. Педагог предлагает оставить зеленую полоску без изменений (она должна быть самой широкой и длинной). С помощью ножниц сделать так, чтобы синяя полоска стала самой узкой и короткой, а красная – уже и короче зеленой, но шире и длиннее синей. По завершении работы дети выкладывают полоски в ряд, определяя их величину относительно друг друга.
27. «Посмотри и расскажи»
На доске выложен сериационный ряд из разноцветных полосок разной длины. Дети рассматривают их, сравнивают, выделяют отличительные признаки. Педагог предлагает зрительно выбрать одну их полосок ряда и рассказать о ней. Дается образец рассказа: «На доске полоски разного цвета и разной длины, выстроенные в убывающем порядке величины. Красная полоска длиннее синей, но короче зеленой. В полоски, которые находятся за красной с правой стороны, короче, а полоски перед красной, находящиеся с левой стороны, - длиннее». Дети поочередно рассказывают о выбранной полоске, сравнивая ее с соседями и со всеми элементами ряда. Особое внимание уделяется словам, обозначающим результаты сравнения.
28. «Определи расстояние до предмета»
Педагог обращает внимание детей на какой-либо предмет мебели и предлагает зрительно определить количество шагов до данного предмета. Затем дети определяют правильность своего решения, измеряя расстояние до предмета шагами.
29. «Определи расстояние между предметами».
На ковре на некотором расстоянии в одном направлении расположены 2 или 3 предмета (игрушки). Педагог обращает внимание детей на условную мерку (палочку) и предлагает определить зрительным способом количество мерок, которые должны уложиться между данными предметами. После этого дети проверяют точность определения расстояния, измеряя расстояния условной меркой.

30. «Собери бусы»
У детей карточка с изображением разномерных точек одного цвета (черного). Педагог предлагает собрать «бусинки»: все самые большие – на желтую «нитку», на синюю – «бусинки» поменьше, на зеленую – еще меньше, на красную – еще меньше, и на фиолетовую – самые маленькие.
31. «Скажи правильно»
Детям предлагаются вопросы:
- Карандаш или карандашик? Какой из них короче? Почему?
- Кот или кит? Кто больше? Почему?
- Удав или червячок? Кто длиннее? Почему?
- Хвост или хвостик? Что короче? Почему?
Педагог может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше примеры.
32. «Ближе – дальше»
У каждого ребенка картинка с изображением 2-3 предметов, расположенных с учетов второго закона перспективы (ближние предметы частично перекрывают дальние). Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку и рассказать о расположении предметов относительно друг друга. (Домик находится ближе всех предметов, т.к. он виден весь. Дерево растет за ним, т.к. дом частично закрывает ветки, а машина находится дальше всех, за деревом, т.к. часть машины закрыта стволом). Каждый ребенок рассказывает о расположении предметов на своей картинке.
33. «Сосчитай бусинки»
У детей карточка, разделенная вертикальной линией. Слева изображены разномерные точки черного цвета, а справа сверху вниз размещено их контурное изображение. Педагог предлагает сосчитать количество точек каждого размера и вписать ответы в пустые клетки.






          




Комментариев нет:

Отправить комментарий