Задание по грамоте


 1 занятие:

Для того,  чтобы научиться правильно и чисто говорить, читать и писать, ребенок должен обладать хорошо развитым физическим слухом (т.е. слышать и различать звуки окружающего мира (неречевые звуки) и фонематическим слухом, позволяющим распознавать речевые звуки - различать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в словах, составлять слово из звуков, подбирать слова на заданный звук.        

На  занятие мы учились различать звуки окружающего  мира. Рекомендуем повторить:



1. Игра «Угадай, на чем играю?» (учимся различать музык. звуки) Взр. знакомит ребенка со звучанием  музык. инструментов (бубен, барабан, гармошка, дудка). Далее, повернув ребенка спиной,  просите  отгадать на чем вы играете?



2. «Посмотри, послушай, отгадай» (учимся различать шумовые звуки) Взр. знакомит  ребенка с различными шумовыми звуками: постучать кулачком по столу, почмокать губами, похлопать в ладоши, пошуршать мешком, побренчать связкой ключей, потопать ногами, посвистеть, и т. д. Далее, повернув ребенка спиной,  просите  отгадать что за звук он слышит, что вы делаете? Что делает мама на кухне? Что происходит за дверью?



3.Игра «Молчанка» Взр. и ребенок, закрыв глаза, должны прислушаться в течение 1-2 минут, что происходит (в комнате, на улице) какие звуки они слышат вокруг? Ребенок отвечает предложением. Н-р: «Я слышал, как пролетел самолет», «Я слышал детские голоса», «Я слышал шелест листвы под ногами», «Я слышал, как тикают настенные часы», «Я слышал, как лаяла собака», «Я слышал, как проехала машина» и т. д. 


  2 занятие:

На  занятиях мы познакомились с понятиями  «речевые звуки», «слово». Учились различать длинные и короткие слова.  Рекомендуем повторить:
*Глазами – мы  видим, ушами – мы слышим разные звуки. Но есть звуки, которые мы произносим ртом – это речевые звуки.  Из  речевых звуков складываются слова. Слова бывают короткие (в них мало звуков) и длинные (в них много звуков)

1. Игра «Гном и великан» (различаем короткое или длинное слово).  Взр. называет разные слова (Внимание! короткие слова – из 1 слога,  длинные слова– 3-4 слога). Ребенок садится, если слово короткое; встает на носочки, если слово длинное.  Н-р: нос, потолок, электричество, рот, карандаш, пол, компьютер, дом, пылесос, сок, носорог, зуб, …

2.Игра «Живое – неживое» (игра с мячом). Взр. называет слово и кидает ребенку мяч. Ребенок, поймав мячик, задает вопрос: «Кто это?» или  «Что это?».

*Словами мы называем предметы, живые существа.
Живые существа умеют дышать и самостоятельно передвигаться. О них мы спросим «Кто это?». О неживых предметах мы спросим «Что это?»
                        


3. Выучить стих-ние (с движениями):
«Солнышко–слово лучистое, кошечка–слово пушистое,
корова – слово рогатое, а слово арбуз – полосатое.
 Кирпич – слово тяжелое, а мячик – слово веселое,
а друг – слово приятное»


4. уметь назвать 5 коротких и 5 длинных слов.     

                     3 занятие:

На  занятиях мы познакомились со звуком У. Рекомендуем  повторить:

Как воет волк? – У. – Губы  «трубочкой», зубы не смыкаются (посмотрите в зеркало)
Звук У – это гласный звук,  т. к. выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, поётся, произносится с голосом,  на схеме обозначается красным цветом.

1. Игра «Поймай песенку волка» (звук У). Взрослый произносит звуки: У,  А, О, У, И, У и др. Ребенок хлопает в ладоши,  услышав звук У.  (Рекомендуется отвернуться, чтобы ребенок не видел артикуляцию взрослого). Далее взрослый произносит слоги (УС, МУ, НА, ТЫ...) Потом слова (удочка, утка, дом, улица, кот, умница, улыбка, стол, усы, носы, уши… )

* Внимание!  Повторите с ребенком:      Из речевых звуков складываются слова. 
 В слове есть начало – это первый звук (квадрат слева),
 есть конец слова – это последний звук (квадрат справа),
 и есть середина слова – это все звуки между первым и последним звуками (квадрат в   серединке, между левым и правым квадратами)
у
литк
а
начало
слова
середина
слова
конец
слова









3. «Определить место звука У в слове». Взр. называет слова, а ребенок  определяет, где слышится звук: в начале или в середине слова.(Слова – утка, руки, улитка, курица, паук) Обозначаем место звука У красным цветом:
                                                                        

























4. Выучить чистоговорку ( с движениями), четко проговаривая звук У.
    «На поляне, возле ёлки, ходят, бродят злые волки.
    Морды задирают, громко завывают: - У……»      (длительно произносить звук У)
     «У–это длинные заячьи уши, как хорошо ими шорохи слушать» (пальчик. гим-ка)

5. Игра «Назови ласково». Слова– утка, утенок, утюг, улыбка, ухо, улица, уши, улитка, умница

6. Игра «Один – много». Взр. говорит про один предмет, а ребенок – про много.  Слова: улитка-…улитки, утюг-…утюги, утка-…, ухо-…, ус-…, улыбка-…, улица-…, умница-…, узел-…, рука-…, зуб-…, кубик-…, пуля-…, жук-…, стул-…, лужа-...

7. Игра «Придумай слово». Нарисуйте 3-5 картинок, которые начинаются со звука У. Ребенок, загибая пальчики в кулачок на правой, потом на левой руке, называет слова, которые начинаются со звука У (четко проговаривая звук У).

8. Игра «Найди букву У». Ребенок находит букву У, обводит букву красным карандашом. Показывая пальчиком, читает, четко проговаривая (пропевает)

У      Ж     У     О     У      Р     У      А     У      Ф       У      У      У 


.                           4 занятие          
                          

На  занятиях мы познакомились со звуком А. Для закрепления полученных знаний рекомендуем  повторить:

Как укачивает мама малыша?–А….–Рот широко открыт (смотрим в зеркало)

- Звук А – это гласный звук,  т. к. он поется и  выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды,    на схеме обозначается красным цветом.



1. Игра «Поймай колыбельную песенку» (звук А). Взрослый произносит звуки: А,  А, О, У, И, А, Р, Ы и др. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит звук А.  (Рекомендуется  отвернуться, чтобы ребенок не видел артикуляцию взрослого). Потом слова (аист, Аня, кот, Алик, азбука, астра, стол, коза, рука, автобус, Алла, сыр … )



2.«Определить место звука А в слове». Взрослый называет слова, а ребенок  определяет, где слышится звук: в начале, в середине или в конце слова. Обозначаем место звука  А    в слове красным цветом:

                                                                                                                                              

























3. Выучить чистоговорку (с движениями), четко проговаривая звук А.
            «Широко рот открываем, куклу ласково качаем: А-А-А, А-А-А»
            «Напоили мишку чаем, а теперь его качаем: - А–А–А,  А–А–А»

4. Игра «Заколдуй словечко» (учимся составлять звуковые схемы) Н-р: «АУ»
Взр. произносит слово «АУ» (это слово поможет не потеряться в лесу). Затем задает вопросы ребенку:
-Какой первый звук? – «А» - он гласный, обозначаем красным цветом.
Выкладываем слева красный квадрат.
- Назови второй звук?-«У» - он гласный, обозначаем красным цветом.
Выкладываем справа тоже красный квадрат.


 Получилась схема:                            


Сколько звуков в слове «АУ»? -  два.



Аналогично выполните звуковую схему слова «УА»            

6. Игра «Придумай слово». Нарисуйте 3-5 картинок, которые начинаются со звука А (четко проговаривайте звук А в словах). Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок ,называет слова, которые начинаются со звука А (четко проговаривая звук А).

7. Выкладываем из счетных палочек (карандашей) букву А

8. Игра «Найди букву А» и подчеркни красным карандашом.

А   О   А   А   Л   А   Н   А   У   А   И   У   А   А   Д   А 

   5 занятие

.                                      

На  занятиях мы познакомились со звуком И.  Рекомендуем  повторить:

Длительно произнесите звук «И». Посмотрите в зеркало – губы улыбаются.
- Звук И – это гласный звук,  т. к он поется и . выдыхаемый воздух  проходит свободно, не встречая преграды,    на схеме обозначается красным цветом.



1. Игра «Поймай звук И. Взрослый произносит звуки: И, А, У, И, И, С, Ж,  и др. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит звук И.  (Рекомендуется прикрыть рот листом бумаги, или отвернуться, чтобы ребенок не видел артикуляцию взрослого). Далее взрослый произносит слова (Ира, ива, изюм,  стол, игрушка, лев, иголка, индюк… )



2.«Определить место звука И в слове». Взрослый называет слова, а ребенок  определяет, где слышится звук: в начале, в середине или в конце слова. Обозначаем место звука  И  в слове красным цветом:          

                                                            

                                                                                                          Иван                  
























3. Выучить чистоговорку, четко проговаривая звук И.
                              «Ира с Игорем играли и игрушки разбросали»
                              «Индюк извинений просил у индюшки
                                за то, что склевал весь изюм из кормушки»
4. Игра «Один – много». Взр. называет один предмет, а ребенок –множество таких же предметов. Слова: носок-…носки, чулок-…чулки, мелок-…мелки, замок-…замки, песок-…пески, волк-…волки, белка-…белки, рука-…руки, утюг-…утюги, паук-…пауки, сапог-…сапоги). Обратите внимание, где стоит звук «И» в словах? – в конце.

5. Игра «Заколдуй словечко» (учимся составлять звуковые схемы) Н-р: «ИА»
Взр. произносит слово «ИА» (имя ослика, друга Вини-пуха). Затем задает вопросы:
-Какой первый звук? – «И» - он гласный, обозначаем красным цветом.
Выкладываем слева красный квадрат.
- Назови второй звук?-«А» - он гласный, обозначаем красным цветом.
Выкладываем справа тоже красный квадрат.
                          Получилась схема:


Сколько звуков  я сказала «ИА»-два.

6. Игра «Придумай слово». Нарисуйте 3-5 картинок, которые начинаются со звука И. Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова, которые начинаются со звука И (четко проговаривая звук И).

7. Игра «Найди букву И» и подчеркни красным карандашом. Выкладываем из счетных палочек (карандашей) букву И.

ИА   АУ   УА   АИ   УИ   ИУ  АИ   ИА   УА   АУ    ИА

9.Прочитай слоги (пропеваем звуки, сливая в слоги). НЕЛЬЗЯ называть отдельно буквы.




6 занятие

На  занятиях мы познакомились со звуком   О. Повторите с ребенком:
- Звук О – это гласный звук,  т. к. поется голосом, тянется; выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, обозначаем красным цветом.

1. Игра «Поймай звук О». Взр. произносит звуки: О,  А, О, Ы, О, Э, У, О, А, И и др. Ребенок хлопает в ладоши, услышав звук О. Далее взр. говорит слова (осы, жук, окна, Оля, дым, рот, рыба, окунь, сад, стол, стул,  рука, обруч, кошка, мир…)

2. «Определить место звука О в слове». Взр. называет слова, а ребенок  определяет, где слышится звук: в начале, в середине, в конце слова. Обозначаем место звука  О  в слове красным цветом (слова: Оля, ослик, кот, ведро,осы ).

3. Выучить чистоговорку ( с движениями), четко проговаривая звук О.
                    Олин  ослик очень болен, Айболит им недоволен:
                  «Ослик, ослик, где ты был? Где ты ноги промочил?»
                  «Я под дождиком гулял», - ослик тихо отвечал»

4. Учимся делить слова на слоги (хлопками): Оля, осы, ослик, озеро, обруч, облако, окуни, окна; огурец, очки, обезьяна, орёл, огород

5. Игра «Один – много» Взр. называет несколько предметов, а ребенок говорит название одного  такого же предмета: ведра – ведро, стекла – стекло,  окна – окно, крылья – крыло, колеса – колесо, перья – перо, звенья – звено, кольца – кольцо, зерна – зерно и др. (где слышится звук О ?  - в конце  слова).

6. О каких предметах (слова из задания №4) можно сказать – мой, моя, мои.(н-р: моя Оля, мой Вова, моё лицо, мой нос, мои волосы,…)

7. Игра «Придумай слово». Нарисуйте 3-5 картинок, которые начинаются со звука О Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова, которые начинаются со звука О (четко проговаривая звук О).

8. Назови буквы.  Найди букву О и подчеркни красным карандашом.

О   А   И   О   О   И   У  О   О   А   У   И   У   У   О   А

9.Прочитай слоги (пропеваем звуки, сливая в слоги). НЕЛЬЗЯ называть отдельно буквы.

ОА   ОИ   ОУ   ИА   АУ   ОИ   УА   ИО   АИ   АУ   ИА 

     

7 занятие


На  занятиях мы познакомились со звуками М и Мь.  Рекомендуем  повторить:
- Звук М – это согласный звук, т. к. воздух встречает преграду (губы сомкнуты); звонкий (произносится с голосом), твердый (произносится твердо, сердито),  обозначается синим  цветом.
- Звук Мь – это согласный звук, т.к. воздух встречает преграду (губы сомкнуты);  звонкий (произносится с голосом), мягкий (произносится ласково, с улыбкой), обозначается зеленым  цветом.

1. Игра «Топни - хлопни» Взр. произносит звуки: О, Мь, У, М, В, М, Мь, и др. Ребенок хлопает в ладоши,  услышав мягкий звук Мь; топает,  услышав твердый звук М. Далее взр. говорит слова: мак, Маша, дождь, муха, мяч, кот, папа, мыло. мед, мишка, лес и др.

2. «Определить место звука М и Мь в слове». Взр. называет слово, а ребенок должен определить, где слышится звук: в начале или  в конце слова. Обозначаем  место звука в слове (синим -  звук М, зеленым – звук Мь).
      мыло                 медведь                          дым                        Миша                          дом



















   
3. Выучить скороговорки, четко проговаривая звуки М и Мь.
                      «Мед медведь в лесу нашел, мало меда – много пчел»
                      «Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила»
4 «Назови  ласково». Слова – Маша, Миша, малина, магазин, дом, мяч, комар, камень, мед,  машина, мел,  дым, сом, муха, мыло, рама, мороз, зима и др.

5. «Сосчитай-ка» от 1 до 5 и обратно. Слова – машина, мышка, муха. (одна машина, две машины, … пять машин  ) *Внимание обращать на окончание слов!

6. Игра «Придумай слово». Нарисуйте 3-5 картинок, которые начинаются со звуков М и Мь (н-р: Маша, муха, мак, мука, море; Миша, медведь, миска, мел, мизинец…) Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова, которые начинаются со звуков М и Мь (четко проговаривая звуки  М и Мь).

7.Игра «Заколдуй словечко»  (составляем звуковую схему  слога « МИ»)
- Какой первый звук? - «МЬ». - Расскажи, какой он? -Согласный. - Почему? - т.к. не поется, губы образуют преграду для воздуха. Звонкий (произносится с голосом), обоз-ем зеленым цветом.  Раскрашиваем  (выкладываем) слева квадрат зеленого цвета.
-Назови второй звук? - «И». – Расскажи, какой он? - Гласный. Почему? – т..к. звук  поется. Обоз-ем красным квадратом.  Раскрашиваем  (выкл.) справа  красный  квадрат.


                        Получилась схема:  
  
Аналогично выполняем схемы ниже                                                    








                                      А   М                             М   У                         М    И                                                                                                          

8. Читаем слоги, сливая звуки. Подчеркните: гласные-красным

АМ    УМ    ИМ    ОМ    ЫМ    ЭМ    АМ     МА     МИ

 МА    МУ    МИ    МО   МЫ    МЭ    МА     МИ     МУ       
  


    8 занятие


На  занятиях мы познакомились со звуками Т и Ть.  Рекомендуем  повторить:

- Звук Т – это согласный звук, т. к. выдыхаемый воздух встречает преграду (кончик языка ударяет в верхние зубы); глухой (произносится без голоса), твердый (произносится твердо), на схеме обозначается синим  цветом.

- Звук Ть – это согласный звук, т.к. выдыхаемый воздух встречает преграду  (кончик языка ударяет в верхние зубы);  глухой (произносится без голоса), мягкий (произносится ласково, с улыбкой), на схеме обозначается зеленым  цветом.



1. Игра «Топни - хлопни» Взр. произносит ряд звуков: Т, О, Ть, И, Р, Т, Т, Ть, У,    и др. Ребенок хлопает в ладоши, услышав звук Ть; топает, услышав звук Т. Далее взр. говорит слова: тапки, тир, сыр, тыква, тарелка, сок, тигр, туча, Таня, кот, Тима, топор, танк…



2. «Определить место звука Т и Ть в слове». Взрослый называет слово, а ребенок должен определить, где слышится звук: в начале, в середине или  в конце слова. Обозначаем  место звука в слове (синим -  звук Т, зеленым – звук Ть).

 туча                        самолет                    телефон                      мост                      сметана        



















   
3. Выучить скороговорки, четко проговаривая звуки Т и Ть.
                                          «Туфли, тапки и пальто, кофты, свитер и  трико
                                            Таня с Толей накупили, в отпуск быстро покатили»
4. Игра «Мой, моя, моё, мои». Слова –Таня, Тимофей, тапки, пальто, танцы,  телефон, тучи, утро, конфета, троллейбус, тыква,  тарелка, тигр, торт, телевизор, тетрадь, туфли.

5. Учимся делить слова на слоги (хлопками): Слова – туча, тюлень, тарелка, Таня, Тимофей, телефон, тапки, тыква, телевизор, торт, тигр, топор, такси, тарелка, труба.

6. «Придумай слово» Нарисуйте по 3-5 картинок,  начинающихся со зв.Т и Ть Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова со звуками Т и Ть (Таня, Тима, такси, троллейбус,  телефон, телевизор, ...)

7.Игра«Заколдуй словечко»(согл.тв.зв.Т- синим, согл. мягк.зв.Ть.-зеленым, глас.-красным)













  

   Т  У                           Т   И                          Т    У   Т                                    Т   А   М

8. Читаем слоги, сливая звуки. Выкладываем буквы из счет. палочек (А, У, И, М, П, Т)
 
АТ    УТ    ИТ    ОТ    ЫТ    ЭТ    АТ    ТИ    ИТ    ТАМ
ТА    ТУ    ТИ     ТО   ТЫ    ТЭ    ТИ    ИТ   ТИ     ТУТ

9. Игра «Назови двумя словами»
Курица, гусь, утка, индюк-…домашние птицы.         Коза, овца, корова, свинья -домашние животные.
Лиса, волк, медведь, заяц - …дикие животные          Голубь, дятел, ворона, воробей-зимующие птицы.                                                                                                     
10. Игра «Четвертое слово лишнее» Взр. говорит ряд слов, ребенок называет лишнее слово  и  объясняет свой выбор. Почему?
Лиса, кролик, лось, ёжик.                            Утка, индюк, петух, дятел.
Заяц, кот, собака, овца.                                Голубь, ворона, лебедь, воробей.

11. Уметь назвать 5 домашних, 5 диких животных, 5 домашних  и зимующих птиц.

9 занятие 

На  занятиях мы познакомились со звуком Ы. Рекомендуем  повторить:
- Звук Ы – это гласный звук,  т. к. выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, поётся; произносится голосом; на схеме обозначается красным цветом.

1. Игра «Поймай звук Ы». Взр. произносит звуки: Ы, Р, С, Ы, Ы, М, У, Ы, Ы и др. Ребенок хлопает в ладоши, услышав звук Ы. Далее взр. говорит слова (дым, сыр, осы, зонт,  конфеты, пыль, пух, топоры, заяц, мышь, пол, мосты, шары, комары, ягоды…)

2. Игра «Один -  много» Взр. называет один предмет, а ребенок множество таких  предметов: двор–… дворы, забор–…заборы, комар–…, топор–…, шар– …,  липа–…, кот–…, зуб-…, нос-…, лимон-…, палец-…, дуб-…, кот-… и т. д. Взр. обращает внимание ребенка, что в этих словах  звук Ы стоит в конце слова, а в словах - сыр, мышь, дым, рыба–звук Ы стоит в середине. Нет ни одного слова, которое начиналось со звука Ы.

 3. «Определить место звука Ы в слове». Взр. называет слова, а ребенок  определяет, где  звук Ы: в середине или в конце. Обозначаем место звука Ы в слове красным цветом
(слова- сыр, усы, рыба, пальцы, мышь) 
                                               
























4. Выучить чистоговорку, четко проговаривая звук Ы. Назвать слова со звуком Ы.
                      Моты-моты – моты – появились бегемоты,                       
                     Афы-афы-афы – листики жуют жирафы,                             
                     Дилы-дилы – дилы – появились крокодилы,                       
                     Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.
5. Учимся делить слова на слоги (хлопками): Слова - губы, козы, уши, заборы, бегемоты, волосы, дым, мышь, сыр, усы,  пальцы, лопаты, весы, столы, топоры, конфеты

6.Игра «Придумай слово». Нарисуйте по 3-5 картинок  со звуком Ы. Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова со звуком Ы

7. Назови буквы.  Найди букву Ы  и подчеркни красным карандашом.

А   Ы   О   У   И   Ы  О   Ы   А   Ы   И   У   Ы   О   А

Ы   У   О   Ы   И   Ы   А   У   Ы   И   Ы   О   Ы   У   Ы 

8. Игра «Наоборот» Взр. говорит слово, а ребенок – противоположное его значение
Большой-…маленький        жарко--…холодно          быстрый-…медленный      твердый-…мягкий                                            короткий-…длинный           близко-…далеко            чистый-…грязный               добрый-…злой
               
9. Игра «Назови одним словом»
Сыроежка, опята, подберезовик, груздь-…грибы           Стол, кровать, диван, шкаф-…мебель                       Земляника, черника, клюква, малина-…ягоды                Туфли, сапоги, тапки, сандалии - …обувь

10.Уметь назвать грибы, ягоды, мебель, обувь (по 5 слов, загибая  пальчики в кулачок)




.                                    10 Занятие

На  занятиях мы познакомились со звуком Э. Рекомендуем  повторить:

- Звук Э – это гласный звук,  т. к. выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды, поётся; произносится голосом; на схеме обозначается красным цветом.



1. Игра «Поймай звук Э». Взрослый произносит звуки: Э, Р, Э, Э, Ы, М, Э, Ж, Э и др. Ребенок хлопает в ладоши, услышав звук Э. Далее взрослый говорит слова (эхо, Эдик, дом, этажи, Эмма, экскаватор, шары, электричество, эскимо, энциклопедия, электричка)

2. «Определить место звука Э в слове». Взр. называет слова, а ребенок  определяет, где  звук Э  (в начале, в середине или в конце слова). Обозначаем место звука Э в слове красным цветом Слова(эскимо, поэт, экскаватор, каратэ, эму)
                                                                

























3. Выучить чистоговорки, четко проговаривая звук Э. Назвать слова со звуком Э.
          «Эмма, Эдик шли  в кино покупали эскимо»
          « Я вчера про Эму написал поэму,
            а сегодня Эму съел мою поэму»

                                                                                                                                
4. Учимся делить слова на слоги (хлопками): Слова – Эдик, экипаж, этажи, эскимо, каратэ, поэт,  поэма, эра, эхо

5. Игра  «Попугай» (учимся проговаривать сложные по слоговой структуре  слова)
Взрослый, объяснив значение незнакомых слов, проговаривает с ребенком  по слогам сложные (по слоговой структуре) слова. Хлопками делим слова на слоги: этажерка,  элеватор, эскалатор, электричество, эвкалипт, электричка, энергия, эскимосы, эрудит

6. «Придумай слово». Нарисуйте 3-5 картинок  со звуком Э.  Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова со звуком Э.

7. Игра «Живое – не живое» (игра с мячом). Взр. называет слово и кидает ребенку мяч. Ребенок, поймав мячик, задает вопрос: «Кто это?» или  «Что это?»(четко произнося зв Э)

8. Игра «Четвертое слово лишнее» (по признаку одушевленности или неоду-шевленности предметов) Н-р: машина, стул, самолет, дедушка.
Кошка, собака, слон, стол.                                Шкаф, книга, птица, мяч.
Ворона, воробей, ворота, корова.                     Эмма, поэма, Эдик,  Элла.

9.Назови буквы. Найди букву Э, подчеркни красным карандашом.
Э   Э   И   Э   А   Э   У   Э   О   Э    Ы   Э   Э    И   Э   У

А   Э   Э   Э   И   У   О   Э   Э   И    Э    Э   Ы   Э   О   Э            

10. Повторить с ребенком, что звуки У, А, И, О, Ы, Э – гласные (т.к. поются голосом длительно) и обозначаются красным цветом

 
11 Занятие

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!                                         
На  занятиях мы повторили 6 гласных звуков- А, У, И, О, Ы, Э. Повторите:
1. Звуки А, У, И, О, Ы, Э - гласные звуки,  поются, т. к. выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречая преграды,   на схеме обозначается красным цветом.

2. Выучите стих-ние (с движениями), четко проговарить гласные:
                      А – А – А – ах какая высота,                   (потянулись, встали на носочки)
                      О – О – О -  а теперь мы глубоко,           (сели на корточки)
                      У – У – У – я лечу, лечу, лечу,                 (руки в стороны)
                      И – И – И – ты беги, беги, беги                (бег на месте)
                      Э – Э – Э – побывали мы везде                (руки вперед и в стороны)
                      Ы – Ы – Ы -  а теперь мы молодцы!»      (руки вперед, большой палец вверх)
3. Игра «Придумай 3 слова, которые начинаются…»:
                         - со звука У (четко проговаривайте звук У в словах)
                         - со звука А (четко проговаривайте звук А в словах)
                         - со звука И (четко проговаривайте звук И в словах)
                         - со звука О (четко проговаривайте звук О в словах)
                         - со звука Э (четко проговаривайте звук Э в словах)
Звук «Ы» может стоять в середине или в конце слова. Нет слов, которые начинаются со звука «Ы».

4. * Повторить правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов»
Хлопками разделить слово на слоги и назвать гласные (слова – муха, сок, зубы, коса, буква, миска, карандаш, рыбаки, лиса,  нос, вагоны, пирамида, жук, котик )


5. Игра «Наоборот» (с мячом) Взр. говорит слово, а ребенок–противоположное его значение
Большой-…маленький         быстрый-…медленный        умный-…глупый             добрый-…злой
кислый-…сладкий                легкий-…тяжелый                черный-…белый              зимний-…летний                  новый-…старый                    твердый-…мягкий                сильный-…слабый           чистый-…грязный
               
6. Игра «Назови одним словом» (закрепляем обобщающие понятия)
Банан, апельсин, абрикос, груша-…фрукты                      Огурец, тыква, свекла,  кабачок-…овощи
Сыроежка, опята, подберезовик, груздь-…грибы             Туфли, сапоги, тапки, сандалии - …обувь
Воробей, голубь, дятел, сорока-зимующие птицы            Клен, береза, тополь, сосна-…деревья              
Кошка, корова, лошадь, коза-…домашние животные     Ёж, лиса, лось, волк-…дикие животные

7.Игра «Четвертое слово-лишнее» . Объяснить почему.
Свинья, баран, собака, медведь.         Варежки, валенки, тапки, кроссовки.      Рябина, ива, роза, дуб.       
Персик, лук, чеснок, кабачок.        Груздь, опенок, масленок, поросенок.     Шляпа, шкаф, стол, стул.
8.Игра «Найди гласную букву». Назвать и обвести красным карандашом все гласные буквы

А    Х   О   Т   У   Ж   Э   К   И   Ы   О   Э    Ч   У   А   И 


.                                     12 ЗАНЯТИЕ
На  занятиях мы познакомились со звуками Б и Бь. Рекомендуем  повторить:
- Звук Б – это согласный звук, т.к. воздух встречает преграду (зубы); звонкий (произносится голосом), твердый (произносится твердо), обозначается синим  цветом.
- Звук Бь – это согласный звук, т.к. воздух встречает преграду (зубы); звонкий  (произносится голосом), мягкий (произносится мягко), обозначается зеленым  цветом.

1. Игра «Топни - хлопни». Взрослый произносит звуки: Б, И, Бь, Б, О, П, А, Бь, Б и др. Ребенок хлопает, если услышит мягкий звук Бь;  топает, если  услышит твердый звук Б. Далее произносят слова: банан, ботинки, билет, букет, бинт, стол, бабушка, барабан, бусы, автобус, бант, озеро, батон, Бармалей, Буратино, бегемот, собака, кубики, базар, клумба, буханка, брюки и др.

2. «Определить место звука Б и Бь в слове». Взрослый называет слова, а ребенок  определяет, где слышится звук: в начале, в середине, в конце слова. Обозначаем место звука в слове: (синим -  звук Б, зеленым – звук Бь).
   бусы                              берег                   батон                      губы                            кабинет

























 
3. Выучить скороговорки, четко проговаривая звуки Б и Бь.
                      «Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан.
                        И плясали бабочки под у окном у бабушки».
                      «Бегемот разинул рот, ждет бананы бегемот»
                                                    
4. Игра «Назови ласково». Слова – белка, бык, банка, булавка, барабан, бревно, береза, батон, берег, Боря, булка, белый, букет, ботинки, бант, браслет, бинт, бумага и др.

5. Учимся делить слова на слоги (хлопками): бусы, баран, бумага, барабан, батон, бык, Боря, бочка, бычок, бегемот, белка, баня, забор, губы, былина, буря, багаж, и др.

6. Игра «Мой, моя, мои, моё» Слова– из задания № 5(мои бусы, мой баран, моя бумага,.)

7. «Посчитай-ка» (по пальчикам) от 1 до 5 и обратно. Слова –бабочка, береза *Внимание обращать на окончание слов! (одна береза, две березы, …пять берез)

8. «Придумай слово». Нарисуйте по 3-5 картинок,  начинающихся со зв. Б и Бь Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова со звуками Б и Бь

9. Игра «Заколдуй словечко»  (звуковые схемы) Внимание! Обозначаем: гласные–красным;  согл. твердые–синим, согл. мягкие-зеленым














                    
                     Б   Ы  К                           Б   И   Н   Т                              Б   У    С  Ы

10. ЧИТАЕМ слоги, сливая звуки (строчками, столбиками) Подчеркните гласные – красным. 9. Выкладываем из счетных палочек буквы

БА   БУ   БО  БЭ   БЫ   БИ   ИБ  ЫБ    БЫК    БАНТ

АБ   УБ   ОБ  ЭБ   ЫБ   ИБ   ЫБ  ИБ   БУСЫ   БИНТ



.                                    13 занятие
На  занятиях мы познакомились со звуками В, Вь. Рекомендуем  повторить:
- Звук В – это согласный звук, т.к. воздух встречает преграду (губы, зубы); звонкий (произносится  с голосом), твердый (произносится твердо), на схеме обозначается синим  цветом.
- Звук Вь – это согласный звук, т.к. воздух встречает преграду (губы, зубы); звонкий  (произносится с голосом), мягкий (произносится мягко),  обозначаем  зеленым  цветом.

1. Игра «Топни - хлопни». Взр. произносит звуки: В, У, Вь, К, Ф, В, Ж, В, О, Вь, Ф и др. Ребенок хлопает, если услышит мягкий звук Вь;  топает, если  услышит твердый звук В. Далее произносят слова: ворона, вода, аист, волк, ватрушка, весы, ветка, ветер, пол, зима, дерево, ведро, вишня, Витя и др.

2. «Определить место звука В и Вь в слове». Взр. называет слова, а ребенок  определяет, где слышится звук: в начале, в середине, в конце слова. Обозначаем место звука в слове: (синим -  звук В, зеленым – звук Вь).
        волк                            ветка                         ива                          корова                   ковёр                   



















 
3. Выучить скороговорки, четко проговаривая звуки В и Вь.
                      «Валя сварила из вишни варенье, для Вовы и Вити её угощенье»
                      «Весной верба цветет, соловей свистит - поёт»
                      «У Вани – велосипед, У Лёвы - вертолет»

 4. Игра «Назови ласково». Слова - Ваня, Вера, Влад, Вася, Валя, Вика, Витя, Вова, Валера; волк, вилка, вата, ваза, воробей, вода, ведро, волос, вишня, верба, ветка и др.

5. Учимся делить слова на слоги (хлопками): Ваня, ваза, вагоны, Вова, волк, вода, самовар, Валя, вилка, ива, хвост, корова, вата, ветер, вишня, вафли, ворона, воробей и др. 

6.О каких предметах (слова из задания №5) можно сказать – мой, моя, мои.

7. Игра «Посчитай-ка» от 1 до 5 и обратно (загибая и разгибая пальчики). Слова – волк, воробей, ветка. *Внимание обращать на окончание слов! (один волк,… пять волков)

8. «Придумай слово» Нарисуйте по 3-5 картинок,  начинающихся со зв. В и Вь Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова со звуками В и Вь

9. Игра «Заколдуй словечко»  (звуковые схемы) Внимание! Обозначаем: гласные–красным;  согл. твердые–синим, согл. мягкие-зеленым

















           И    В   А                В   О    Т                 В   И   К   А           И    В   А   Н

10. ЧИТАЕМ слоги, сливая звуки (строчками, столбиками) Подчеркните гласные – красным.  Выкладываем из счетных палочек буквы

ВА  ВУ ВО  ВЫ   ВИ  ИВ   ЫВ   ИВА   ВАЗА    ВИНТ

АВ  УВ  ОВ  ЫВ  ИВ  ЫВ  ИВ   ИВЫ   ВАЗЫ    БИНТ 


14 занятие
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
На  занятиях мы познакомились со звуками П и Пь.  Рекомендуем  повторить:
- Звук П – это согласный звук, т. к. выдыхаемый воздух встречает преграду (губы сомкнуты); глухой (произносится без голоса), твердый (произносится твердо), на схеме обозначается синим  цветом.
- Звук Пь – это согласный звук, т.к. выдыхаемый воздух встречает преграду (губы сомкнуты);  глухой (произносится без голоса), мягкий (произносится мягко), обозначаем зеленым  цветом.

1. Игра «Топни - хлопни» Взрослый произносит ряд звуков: П, А, Пь, Р, У, П, П, М, Пь   и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит мягкий звук Пь; топнуть ногой, если  услышит твердый звук П. Далее взр. говорит слова: папа, паук, помидор, жук,  пицца, усы, пила, поле, плита, сад, поезд, пирамида, петух, пуля и др.

2. «Определить место звука П и Пь в слове». Взрослый называет слово, а ребенок должен определить, где слышится звук: в начале, в середине или  в конце слова. Обозначаем  место звука в слове (синим -  звук П, зеленым – звук Пь).
     пушка                       пила                                                сапоги                       стоп                         лопата 




















 3. Выучить стих-ние, четко проговаривая звуки П и Пь.
                     «Падал снег на порог, кот решил испечь пирог.        
                      А пока лепил и пек, ручейком пирог утек.
                      Пироги себе пеки не из снега - из муки»

4 Игра «Мой, моя, моё, мои»». Слова – папа, поезд, пижама, пальцы, пирамида, полотенце, пузыри, петух, пыль, пальто, попугай, палка, пила, пчелы, перчатки, птенцы. Н-р: мой папа, мои перчатки, моё пальто, моя пижама и т. д.

5. «Сосчитай-ка» от 1 до 5 и обратно. Слова – пуля, пуговица (одна пуля,…пять пуль)
*Внимание обращать на окончание слов!

6. Игра «Придумай слово». Нарисуйте по 3-5 картинок,  начинающихся со зв.П и Пь
Ребенок, последовательно загибая пальчики в кулачок, называет слова со звуками П и Пь

7.Игра «Заколдуй словечко»  (составляем звуковую схему  слога « ПИ»)
- Какой первый звук? - «ПЬ». - Расскажи, какой он? -Согласный. - Почему? - т.к. не поется, губы образуют преграду для воздуха. Глухой (произносится без голоса), обозначаем зеленым цветом.  Раскрашиваем слева квадрат зеленого цвета.
-Назови второй звук? - «И». – Расскажи, какой он? - Гласный. Почему? – т.к. голос поется, долго тянется. Справа раскрашиваем красный квадрат.
                                       Получилась схема:  


    
Аналогично ниже выполните звуковые схемы
                                 













   А   П                                            П  У                                      П    И                                        П     А     П    А

8. Выкладываем буквы из счетных палочек (А, У, И, М, П) Читаем слоги, сливая звуки.

АП    УП    ИП    ОП    ЭП    ЫП    АП    ПИ    ИП   ПИ

ПА    ПУ    ПИ    ПО    ПЭ    ПЫ    ПА    ИП    ПИ   ПЫ





 



           

                    



                                   

Комментариев нет:

Отправить комментарий